В процессе хозяйственной деятельности юридического лица состав учредителей может меняться, как по их количеству, так и по составу. Этому может быть множество причин. В принципе изменение учредителей юридического лица — процедура достаточно распространенная, как, например, изменение видов экономической деятельности, смена директора и т.п.
Основные причины изменения учредителей юридического лица
1. Выход из состава учредителей. Вполне возможно, что в процессе хозяйственной деятельности компании у кого-то из учредителей поменялись коммерческие интересы или потерялось взаимопонимание между бизнес-партнерами. В таком случае выход из состава учредителей происходит по его заявлению, подпись на котором, нотариально удостоверяется. Для этого учредителю не обязательно уведомлять других, при условии, что он владеет менее 51 % от уставного капитала. Соучредителю выплачивается стоимость части имущества предприятия, равной его доле.
2. Принудительное исключение из состава учредителей. Это также предполагает дальнейшее отсутствие конкретного учредителя в компании, за исключением того фактора, что это происходит не по желанию данного лица, а других соучредителей. Одна из самых распространенных причин является деятельность или бездействие учредителя, которое препятствует функционированию хозяйственной деятельности общества и достижению его целей. то происходит по решению общего собрания. Также собрание может принять решение об уменьшении уставного капитала на сумму, не внесенную ранее, распределить ее между учредителями, ликвидировать общество.
3. Переход доли учредителя в уставном капитале его наследнику. Здесь все просто: в случае смерти учредителя, его доля переходит к его наследнику без согласия учредителей общества.
4. Вход нового учредителя путём отчуждение доли (корпоративных прав), через продажу/уступку/дарения корпоративных прав. Кстати, новый учредитель входит в состав и в случае перехода доли учредителя как наследник.
Каков порядок изменения учредителей юридического лица?
Данная процедура состоит из нескольких этапов:
1. Заключение договора купли-продажи доли и нотариальное удостоверение подписей сторон на акте приема-передачи доли, либо нотариальная заверка заявления о выходе и передаче доли другому лицу. То есть данный этап предполагает изначально желание инициатора выйти или войти в состав соучредителей (за исключением естественных причин, например смерти соучредителя), оформление процедурных моментов для реализации такого намерения.
2. Сбор необходимого пакета документов для внесением изменений в единый государственный реестр и/или учредительные документы (если такие сведения указаны в уставе).
3. Подача заявления государственному регистратору.
Для осуществления регистрации изменений состава учредителей в обществе государственному регистратору подаются такие документы:
— заполненная регистрационная карточка на проведение госрегистрации изменений;
— один из возможных документов: нотариально заверенный акт приема-передачи доли или нотариально заверенное заявление о выходе учредителя или нотариально заверенный протокол общего собрания (в случае исключения умершего, прекратившегося (юридического лица) учредителя);
— новая редакция устава общества;
— документ об оплате регистрационного сбора за регистрацию изменений.
Для осуществления регистрации изменений состава учредителей в частном предприятии, государственному регистратору подаются такие документы:
— заполненная регистрационная карточка на проведение госрегистрации изменений;
— решение владельца;
— договор о передачи корпоративных прав;
— устав частного предприятия;
— документ об оплате регистрационного сбора за регистрацию изменений.
Чем может помочь «Ювикон»?
Специалисты Юридической компании «Ювикон» готовы оказать помощь в вопросах, связанных с изменением учредителей юридического лица, независимо от причин таких изменений, предоставив, в том числе, следующие услуги:
- подробная консультация по смене учредителей ООО, ГО, БФ, ассоциации и т. п.;
- определение наиболее целесообразного способа смены учредителей в соответствии с потребностями и обстоятельствами;
- помощь в формировании пакета документов для подачи государственному регистратору.